- ЗНАКИ
- . Нотное письмо есть язык знаков, рассчитанный на прямое, непосредственно-интуитивное, не требующее никакой рефлексии, восприятие. Поэтому знаки, употребляемые в нем, при всей своей условности, могут лишь отчасти считаться произвольными; новые знаки, раз они более наглядны, всегда будут вытеснять менее наглядные старые, как бы те ни вкоренились, и наоборот, нововведения, обладающие меньшей наглядностью т.е. требующие рефлексии, не привьются никогда, как бы они ни казались понятными и упрощающими дело. Старинное мензуральное нотное письмо (См.) выражало длительность тона приблизительно размерами нотной головки:; обращенная вниз cauda (хвостик) при maxima и longa (См.) должна была наглядно обозначать отягчение, удлинение ноты; наоборот, обращенный кверху хвостик (при нотах меньшей длительности, после 1300 г.) служил как бы наглядным показателем их большей подвижности; особенную легкость придавали служившие для обозначения самых маленьких длительностей небольшие развевающиеся флаги: В большинстве учебников и лексиконов придается слишком мало значения строго проведенному в прежнее время различию в направлении хвостиков; на это различие перестали обращать внимание только со времен изобретения нотопечатания (См.) и табулатурного нагромождения нескольких голосов на одном нотоносце (См. Партитура). Около 1400 были введены в употребление белые нотные головки, при чем вполне естественным оказалось более крупные длительности наглядно обозначить белыми головками, для мелких же нот, которые приходится прочитывать быстро, оставить черные головки: и т.д. Наглядное восприятие ритмических соотношений было затем существенно облегчено посредством тактовой черты и связывания общей поперечной чертой нескольких мелких длительностей, составляющих одну, более крупную: Оба эти приема сначала употреблялись только в инструментальном нотном письме (См. Табулатура), но в течение 17-го века перешли и в нотирование пения (мензуральное нотирование). Изменения в высоте тона наглядно изображаются в нашем нотном письме посредством более высокого или низкого положения нотных головок на пятилинейной нотной системе и посредством , , , , . Последние з-и (з-и альтерации) в сущности лишены наглядности; трудно, конечно, судить будут ли они вытеснены более наглядными з-ами, но вероятия к этому мало, ввиду того что в данном случае весьма важно указать именно на хроматический характер повышения или понижения, обладающий особым эстетическим значением, а этому условию существующие з-и альтерации вполне удовлетворяют. Немецкая табулатура, отжившая свой век около 200 лет тому назад, требовала значительного напряжения рефлексии, так как применяла для обозначения высоты тона не наглядно (выше и ниже) расположенные точки, а буквы, поставленные в один ряд; наоборот очень наглядным является табулатурное обозначение октав посредством черточек или цифр над или под буквами: или 1C С с с1 с2 с3 (См. .). Обозначение это сохранилось и до нашего времени. Особенной наглядностью отличаются еще следующие знаки: 1) з-и повторения (репризы): 2) з. legato, связка (См. Legato, Ligatura) 3) з. Staccato (См.) 4) з. Crescendo (См.) 5) з. Diminuendo (См.) 6) з. Sforzato (См.); срв. также з-и штрихов 7) з. Arpeggio (См.) 8) Некоторые сокращения современного нотного письма обязаны своим происхождением старинным невменным знакам; таковы з-и украшений: и пр. (группетто, обратное группетто, мордент верхний и нижний. трель). Вышли ныне из употребления следующие знаки: Custos (Указание на первую ноту следующей строки). 9) В качестве тактовых обозначений употреблялись, а отчасти употребляются и поныне з-и: а также дроби: и т.д. и цифры 2, 3. Обо всех этих з-х См. Тактовое обозначение, Темп и Пропорции. 10) О старинных формах ключей и статьи G, F и С. 11) Оз-е Г. См. Гамма. дд, cм. статья D. 12) Об этих З-х Табулатура. 13) Маленькая черточка около цифры, показывающей величину органного голоса, обозначает "-футов", "-футовый"; напр. 8'=восьми футов. восьмифутовый; 16'= 16-футов, 16-футовый и т.д. (См. Футовый голос). О з-х русского церковн. пения См. Знамя, Крюки.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.